С каждым годом прогресс делает наш мир все
более динамичным, все более изменчивым. Все это требует быть мобильным и уметь
трансформироваться под среду обитания. Каждый день на нас сыплется огромное
количество информации, она лезет нам в органы восприятия со всех возможных
щелей. Такая ситуация принуждает учиться быстро переключать внимание - мыслить
клипово. Вот хорошее определение термина "Клиповое мышление" - Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма,
нарезка». Термин «клиповое мышление
(КМ)» больше соотносится с последним значением и
отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их
разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой
набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении – окружающий мир превращается
в мозаику разрозненных, мало связанных между собой, фактов. Человек привыкает к
тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно
требуют новых.
Если
посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только
смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами
произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может
длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена
способность к анализу.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением.
Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и
препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ. (Источник)
Если мы читаем шутки или
анекдоты, чаще всего выбираем короткие. Голливуд кормит нас, в основном, фильмами продолжительностью не
более 80 минут. В моду входят сериалы -
и времени немного, и смотрелка сыта. Реклама iphone 4s
компании Apple ( а там работают не глупые дядьки) длиться не больше 31 секунды (Пример 1, Пример 2), когда
реклама их же компьютера macintosh в 1984 году, (которая
считается шедевром) длиться 60
секунд (Вот она). Получается за двадцать лет наше умение концентрировать внимание
уменьшилось в два раза. В пример, тот же Twitter,
который ничем не отличается от социальной сети, но безумно популярен тем, что
его основа - сообщения не более 120 символов. YouTube - третий, по посещаемости, сайт в мире, на который можно залить видео
продолжительностью не больше 15 минут, а на практике, в среднем
продолжительность роликов до 5 минут. Еще, глянем на популярность страниц в
контакте со статусами и всякими коротенькими цитатами и умностями. Все
ускоряется и делать приходится все на ходу. Еда - Fast (на каждом углу); общение
- Fast (никуда не нужно ехать, сел за компьютер и
все рядом); образование - Fast (Ctrl+C
→ Ctrl+V); секс - Fast (зачем искать девушку когда на экране можно выбрать любую, пожамкать и
вперед, ведь нужно ТОРОПИТЬСЯ, там высоко на горе американская мечта маячит.); вот теперь и восприятие - Fast.
Если вы перешли по одной из этих ссылок и,
поверхностно почитав, вернулись (потому, что там много, а на эту статейку вы
выделили всего семь с половиной минут) - вы поражены клипарством. А те кто не
вернулись - это хронические клипарники. Например: вы начинаете читать две или
три книги, но ни одну не заканчиваете. Вы давно хотите что-то сделать, но как
начнете, постоянно на что-то переключаетесь. Новости в интернете читаете по
заглавиям. Все это симптомы прогрессирующей клиповости. Да и я пишу это лишь потому,
что пять минут назад писал рассказ, но пришедшая в голову мне идея переключила
на написание этой статейки и рассказ опять отложен.
Нас тянет понадкусывать все по чуть-чуть,
потому как тумблер, переключающийся с молниеносной скоростью, не дает мозгу
расслабиться и съесть "гарнир" полностью, чтоб не перенасытиться
десертом. Но ведь организм не виноват, что сейчас все меняется со скоростью
звука. Он просто подстраивается под ситуацию, пытаясь не споткнуться в
крутящемся беличьем колесе. Согласен, галоп в наше время - нормальная скорость,
но если клиповость прогрессирует и линейное мышление у вас редкость - это не
очень хорошо (линейное мышление преобладает у наших родителей, по этой причине,
им так тяжело освоить компьютер (Пример)). Воооооть
Я клипарник, что делать? Читайте книги и в момент чтения душите лезущие в голову мысли.
Вне
темы.
Синтетический
сурогат на продовольственных прилавках, гипнотическая реклама, зомбирующее
телевидение - им бабла срубить, а хаваем
то мы!
Комментариев нет:
Отправить комментарий